Малокомплектные школы Арктики шагают
навстречу информатизации.
Огромная и разноплановая,
трудноформализуемая и многозадачная система , как образование ( особенно в труднодоступных арктических
улусах, где соприкасаются определенные ресурсное обеспечение, человеческие
ресурсы - ребенок севера, отдаленность,
труднодоступность, разнообразие типов ОУ,
механизмов финансирования, природно-климатические условия циркумполярной Арктики) требует особого
подхода. И с системой образования нужно работать постоянно, вникая в её цели ,
пытаясь понять её методы, продвигая необходимые изменения очень осторожно и
постепенно. Как любая масштабная система с высокой степенью взаимосвязанности,
взаимоувязанности компонентов, образование требует особой тщательности, продуманности и хорошей
организации связанных с ним проектов, рекомендаций, указаний, законопроектов.
Отрадно заметить , что по сравнению с 2005 годом в более чем три раза
увеличилось количество принятых федеральных законов в области образования , все
законопроекты подготовленные и принятые в 2006-2008 годах, направлены на
реализацию основных принципов образовательной политики; обеспечению доступности
образования, повышению качества образования, обеспечению структурных изменений
системы образования, расширение общественного участия в развитии образования.
Важным фактором развития системы
образования является информатизация, в том числе и подключение к Интернету. Это
окно в мир информационный современный, это-доступ к современным образовательным
технологиям, большое количество возможностей, которые все и не перечислишь.
Сегодня нововведения в образовательном
процессе невозможны без развития
информационных технологий на всех уровнях образования. Еще в 2006 году министр Образования РС(Я) Габышева Ф.В. в своем выступлении
подчеркнула -« Компьютеризация в
образовании- не самоцель, а инструмент достижения целей…». И этот инструмент
начинает набирать обороты. По республике к 1 сентябрю 2007 года досрочно было
завершено подключение к интернету всех
школ республики. Большое внимание было уделено обеспечению автоматизированными рабочими местами. Если сравнить поставку
АРМ-ов 2006 и 2009 годов , то 337 и 738 соответственно. Число учащихся
на 1 компьютер 2005 году было 27, а в
текущем 2009 году 8. Это дало большой
стимул информатизации образования в целом.
Новые информационные технологии, массовое
внедрение возможностей компьютеризации в
жизнедеятельность современного общества
поставили перед образовательной системой задачу обучения этим
технологиям. Знание основ программирования,
изучения различных программ, дающих возможность широкого использования их в учебном процессе, интеллектуальном и
творческом развитии, расширение возможностей получения различной информации
всех уровней, участия обучающихся,
независимо от географического расположения, через сеть Интернет в мировой жизни
коренным образом влияют на организацию
учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений.
А как
идет информатизация в далеком колымском крае, точнее в Среднеколымском
улусе? Улус очень отдален от центра
республики, связь в основном только
воздушно-транспортное. В зимнее время с февраля месяца по апрель открывается
зимник, по открытию морского пути с середины лета по сентябрь месяц ген.груз
доставляется кораблями река-море через Северный ледовитый океан. При таком
раскладе сообщений, очень важны телекоммуникационные, цифровые средства связи. Это не только в социальном
плане. При бурном темпе развития информационных
технологий улус старается в Среднеколымском улусе работа по информатизации
по трем направлениям: дистанционные проекты, создание Web сайтов и максимальное
использование возможности электронных почт. Если обратится к информации по сайтам
УУО и УО РС(Я) по состоянию на 1 июня 2009 года созданы сайты в 32 управлениях
образования, на стадии разработки сайты Абыйского, Олекминского и Усть Майского
МО ОУ. Итоги мониторинга сайтов МО ОУ на 1 июля текущего года показали , что не
действуют 6 сайтов УО (Алданский ,
Верхневилюйский , Верхоянский, Жиганский ,Момский , Сунтарский не обновляется
информация с 2008 года на 5 сайтах УО
(Анабарского, Верхнеколымского, Оймяконского, Томпонского, Эвено
Бытантайского). По итогам 2008 года 83,8 школ имеют представительство в сети
интернет. А 100% представительство в сети интернет в школах Амгинского,
Горного, Момского, Нюрбинского, Оленекского, Среднеколымского, Усть Алданского,
Усть Янского и Хангаласского улусов, районов. Карта вырисовывается
наглядная. Разработка сайтов школ по
улусу проходило очень сложно, сказывалась нехватка специалистов знающих языки
программирования да и владеющих простыми навыками создания сайтов, даже на
уровне простого пользователя ПК. Хотя по республике вопрос о предусмотрении
средств и штатных единиц на эксплуатацию ИТ ( в школах нет ставки инженера или системного
администратора, тогда как растущее количество техники нового поколения требует
еще более квалифицированного, грамотного, профессионального обслуживания, а
обновление технического парка и ПО и использование Интернета – и немалых
средств) ставится буквально с первых
шагов информатизации образования. Сегодня развитие спутниковой связи позволяет
работу активных систем в арктической зоне .
По Среднеколымскому улусу в 2007 году на базе «Viasat» установлены
спутниковые каналы доступа к Интернету, тем самым ведется работа по улучшению
скорости доступа к Интернету школ наслегов, окраин улуса, где местная связь
позволяет это.
Пионером
введения Интернета в улусе по наслежным школам, является Эбяхская СОШ. Если
учесть что эта малокомплектная средняя общеобразовательная школа расположена за
Северным Полярным кругом, она с 2002 года
имеет доступ в интернет и
постоянную действующую электронную почту. Для лучшего применения сетевых
технологий школа имеет свой внутришкольный сервер, где все компьютеры подключены
к интернету. Кабинет информатики является центром реализации возможностей и
коммуникационных технологий в школе. Кабинет работает как мини типография.
Печатаются опыты учителей. С 2002 года
очень плодотворно ведет свою работу школьный компьютерно-информационный
кружок «Ситим». Выпускаются классные газеты в электронном варианте. И все это
делается руками самих обучающихся. Учителями новаторами создаются первые основы
электронных пособий, виды уроков с использованием ИКТ на всех циклах
преподаваемых предметах. Создан сайт школы, первым среди школ улуса. Школа
является республиканской экспериментальной площадкой по внедрению дуального
образования в условиях пятисеместрового
учебного календаря и является центром сетевых школ по улусу внедряющих
пятисеместровый учебный календарь. И весь процесс инновационного сетевого
движения поддерживает и помогает развитию информатизации улуса.
Педагогический коллектив – постоянный
участник республиканских дистанционных конференций, дискуссий и чатов. Школой
учитывается важность качественной
интеграции информационных технологий в образовании. Активно внедряются
все программные обеспечения «Первой помощи» первого и второго выпусков.
По улусу активно развивается
дистанционное обучение, в тесном сотрудничестве информационной среды ИПКРО. При
этом огромна роль регионального центра дистанционного образования при Институте повышения квалификации
работников образования имеющего
определенный потенциал для решения этой проблемы, особенно в области информатизации профессиональной деятельности
педагогов.
ЕГЭ всеми плюсами и минусами очень плотно
входит в образование РС(Я). Для крайнего Севера сдача ЕГЭ для выпускников школ,
помимо стандартных проблем, которые присуще центральной Якутии, добавляются
сложные транспортные системы во время распутицы
с конца мая по июнь месяцы. Перед улусным управлением образования встает
проблема вертолетных рейсов для доставки
с труднодоступных местностей выпускников в пункты проведения ЕГЭ. Это немалые
финансовые расходы по доставке , размещение всех выпускников в улусном центре,
расходы на питание, проведение профилактических мер по правопорядку, да все разве перечислишь все
это создавало улусному управлению очень большие сложности, не считая в конечном итоге психологическое состояние
выпускников в незнакомой остановке. И динамика сдачи ЕГЭ по основным предметам
по улусу оставалось желать лучшего. И начиная с 2007-08 учебного года
управление вплотную занялась проведением ЕГЭ на местах по системе ТОМ. Если
большие расходы на разные виды работ по информатизации оплачивались в основном централизованно, то покупка и
доставка и установки систем легли на бюджеты школ. И из 11 школ 7 школ школы
своевременно доставили и установили и провели ЕГЭ по системе ЕГЭ. И с первого же года видна положительная динамика результатов ЕГЭ
по улусу. Первым по улусу в прошлом году
провел по такой системе ТОМ ЕГЭ Алеко-Кюельская Агрофермерская СОШ. Надо
заметить, эта школа является дважды миллионером победителем ПНПО. И активно
внедряет новые информационные технологии. На его базе прошли впервые в улусе проведение практики международных мостов. Хочется отметить Сватайскую СОШ , Налимскую СОШ –школу миллионера
прошлого учебного года, которые имеют
положительные результаты участия по Интернету в международных, всероссийских
конкурсов , олимпиад. Березовская национальная СОШ работает очень плотно по
внедрению информатизации по улусу и она
создала сеть поселенческого уровня «Бернет».
Все школы улуса в этом году участвовали
программе К-ЕГЭ. И получили неплохие результаты и со стороны обучающихся и со
стороны учителей предметников. Ведется по улусу, улучшение информационного
парка, замена устаревших компьютеров IBM совмест. компьютеров
аналогичным Intel Pentium III
и выше на ПК других платформ. Улучшается централизованная программное обеспечение информационных учебных программ . Стоит перед
управлением образование улуса обеспечение быстрого и в то же время системного
движения. Это создание информационной
инфраструктуры и информатизация процессов управления образования улуса в
целом. Это создание ИС для управления образованием – начиная от концепции
построения самой ИС до закупки и установки оборудования и оснащения
соответствующими рабочими местами всех образовательных учреждений улуса.
Разумеется, все это сопровождается целым
комплексом организационных и методических мероприятий по введению новых
информационных технологий в учебный процесс ( обучение педагогов, разработка
методических пособий и пр.) многие из них проводятся по линии МУУО и в
содействии ресурсного центра ИПКРО. Много выездных фундаментальных курсов,
обновление системы постдипломного образования – процесса долгосрочного,
многоэтапного, охватывающего не только все направления деятельности, но и категориальную
принадлежность педагогов, руководителей образовательных учреждений к
формированию информационной культуры, готовности к использовнию ИКТ в своей
деятельности. Летний Международный институт, при ИПКРО, который стартовал в прошлом году и в этом году уделил максимум внимания к
подготовке и обучению педагогов не только специалистов по информатизации, но и
управленцев и простых педагогов любых
предметов.
И перед школами улуса стоит задача
создания единой информационной среды , обеспечивающей:
· Включения школ улуса в
систему единого Республиканского и в конечном итоге общероссийского
информационного пространства;
· Создание условий на
местах поэтапного перехода к новому уровню общего и дополнительного образования
на основе современных информационных средств и технологий;
· Формирование информационной
культуры, готовности к использованию ИКТ в своей деятельности и самообразованию
каждого педагога и руководителя учреждения.
· Создание портала специализированных сайтов
по улусу.
Вместе тем, как бы информатизация шагало по республике
семимильными шагами вперед для малокомплектных школ Арктики до сих пор , можно
заметить следующее,
· Информатизация образования невозможна без
подготовки педагогических кадров, имеющих высокую информационную культуру,
владеющих методической системой
применения средств и методов информационной технологии в школьном
образовательном пространстве. И хотелось бы в учебные планы высших и средних
специальных учебных заведений дальнейшее углубленное введение спец.курсов по
методике использования компьютерных технологий на уроках не только естественно-
математического, но и гуманитарного цикла.
· В малокомплектных ОУ
из-за нехватки часов учителя информатики работают в основном, по
совместительству, что приводит к текучести кадров и соответственно низкому
уровню обученности.
· Развитие информационных технологий требует
введения новой штатной единицы системного администратора на улусных и
поселенческих уровней.
· До сих пор остается «камнем преткновения» должная скорость доступа в Интернет.
Гуляев Николай Николаевич, учитель
якутской национальной культуры, МОУ «Эбяхская средняя общеобразовательная
школа», Среднеколымский улус (район)
31 августа 2009 года.
|