"Олонхо"
ЧТО ТАКОЕ ОЛОНХО?
Как говорит Большая Советская Энциклопедия, олонхо – это якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен – 10-15 тысяч, а иногда и более, стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Возникшие в глубокой древности сказания олонхо отражают черты патриархально-родового строя, межродовые и межплеменные отношения якутов.
Под словом «и более», понимается до 50 тысяч и даже больше строк. У старых якутов была другой способ измерения олонхо – которое поется 1 день, 2 дня, 3 дня… И это практически без перерыва! Олонхо исполняется без музыкального сопровождения, монологи героев поются разными тембрами, остальное декламируется нараспев в быстром темпе. Темы, исполняемые от лица представителей рода Абааhы, поются нарочито гнусавым, противным голосом, а «арии» Светлого Боотура – мужественным, красивым голосом. Чем лучше был исполнитель, тем богаче у него была палитра различных голосов.
ОЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ОЛОНХО?
Олонхо изначально было мифологической сказкой о сотворении рода человеческого на Земле, ставшей основой верований древних якутов. Оно создавалось людьми, глубоко знающими и почитающими мифологию и верования народа. Олонхо содержит, помимо своих жанровых особенностей, и остов драмы. Его сюжет с многочисленными побочными линиями подчинен единому действию, имеет динамичный конфликт с завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.
Так, сюжет олонхо представляет собой классический драматургический конфликт, присущий всем древним эпосам разных народов – борьбу Светлых сил (Айыы) с Темными – абааhы. В этой борьбе представитель человечества часто выступает лишь в роли помощника Айыы. Чаще всего сюжет разворачивается так – из-за козней Темных сил в гармоничном мире, состоящем из Верхнего, Срединного и Нижнего миров, наступает дисбаланс. И надо утраченную гармонию восстановить.
Герой олонхо богатырь вступает в борьбу с представителями Нижнего мира ради того, чтобы вернуть украденную красавицу. На это его делегируют силы Айыы, снабжают богатырским конем, доспехами и прочим. Конь довольно часто выступает как один из главных героев олонхо, а не просто как тягловая сила. Каждое сказание обычно называется по имени главного героя-богатыря: "Нюргун Боотур Стремительный", "Кулун Кулустуур" и т.д.
КОГДА ПРИДУМАЛИ ОЛОНХО?
Хотя достоверного ответа на этот вопрос пока нет и вряд ли будет, Ученый совет ИГИ АН РС (Я) в 1998 году решил связать зарождение олонхо как самостоятельного эпоса якутов с периодом окончательного распада восточно-тюркского каганата (745 г.), то есть на сегодняшний день олонхо – 1256 лет. Однако большинство исследователей олонхо склонны считать, что олонхо придумано гораздо раньше. Ученые говорят, что в сюжете олонхо встречаются даже отголоски каменного века! Это видно из архаичного быта, описания очень «простых» нравов, взаимоотношений, встречающихся в некоторых олонхо. В тексте сказаний исследователи нашли доказательства, свидетельствующие о южном происхождении наших предков. В олонхо есть упоминание о львах, змеях, верблюдах. Есть слово «хаан», которым обозначают обычно отрицательного персонажа (Хара-хаан), но не титул, как в азиатских странах, а имеет некий догосударственный смысл, что тоже подтверждает догадку о древности олонхо.
КТО БЫЛИ ОЛОНХОСУТЫ?
В начале 20 века в каждом наслеге насчитывались десятки олонхосутов. В одном только Таттинском улусе, родине олонхосутов, было около 200 сказителей. В 1940 году Институт языка, литературы и истории собрал в 15 улусах анкеты 85 олонхосутов. На сегодняшний день настоящих олонхосутов единицы, и их правильнее можно назвать знатоками олонхо, которые знают технику исполнения, знают по нескольку классических олонхо. Признанными олонхосутами современности называются двух сказителей – Дарью Томскую-Чайку, представительницу северной манеры исполнения, и таттинского олонхосута Петра Егоровича Решетникова.
Настоящие олонхосуты были людьми несколько иного склада, чем простые люди. Они тратили массу времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого все олонхосуты были беднейшими людьми – им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно продуктами: мясом, маслом, зерном. И во время исполнения, которое длилось по несколько дней, в перерывах певцу давали для «смягчения горла» свежие сливки и кумыс.
Великие олонхосуты, «суперзвезды» своего времени, такие, как Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат, Тонг Суорун, могли вдохновенно говорить-петь олонхо без перерыва в течение 12-13 часов! И после короткого перерыва песня длилась дальше…
РОДИНА ОЛОНХО?
Говорят, один из главных чиновников республики на днях обмолвился в том духе, что мол, Сунтарский улус – родина олонхо. Что является сильно спорным моментом. Как известно, подавляющее большинство из известных олонхо были созданы в бывшем Ботурусском улусе. Очень много известных олонхосутов вышли из Таттинского, Чурапчинского, Горного, Хангаласского и прочих улусов. И вообще, как написано выше, олонхо было создано вне Якутии в древнейшие времена, так что говорить о каком-то улусе, как о родине олонхо, мягко говоря, неправильно. Олонхо – достояние всего народа, всей республики, и это бесспорно.
ЧТО ИМЕЕМ НЫНЕ
Несмотря на то, что с древнейших времен до наших было сочинено огромное количество сказаний олонхо, зафиксированных на бумаге, задокументированных, очень мало. Начиная с середины 30-х годов прошлого века, архивом Якутского научного центра было собрано около 180 записей олонхо, из которых только 126 являются полными. Основная часть текстов олонхо была собрана в 30-40-е годы. Кроме архива ЯНЦ, олонхо хранятся и в других местах, но основным и самым полным является этот архив, где и проводятся самые тщательные исследования.
Как говорит Большая Советская Энциклопедия, олонхо – это якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен – 10-15 тысяч, а иногда и более, стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Возникшие в глубокой древности сказания олонхо отражают черты патриархально-родового строя, межродовые и межплеменные отношения якутов.
Под словом «и более», понимается до 50 тысяч и даже больше строк. У старых якутов была другой способ измерения олонхо – которое поется 1 день, 2 дня, 3 дня… И это практически без перерыва! Олонхо исполняется без музыкального сопровождения, монологи героев поются разными тембрами, остальное декламируется нараспев в быстром темпе. Темы, исполняемые от лица представителей рода Абааhы, поются нарочито гнусавым, противным голосом, а «арии» Светлого Боотура – мужественным, красивым голосом. Чем лучше был исполнитель, тем богаче у него была палитра различных голосов.
ОЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ОЛОНХО?
Олонхо изначально было мифологической сказкой о сотворении рода человеческого на Земле, ставшей основой верований древних якутов. Оно создавалось людьми, глубоко знающими и почитающими мифологию и верования народа. Олонхо содержит, помимо своих жанровых особенностей, и остов драмы. Его сюжет с многочисленными побочными линиями подчинен единому действию, имеет динамичный конфликт с завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.
Так, сюжет олонхо представляет собой классический драматургический конфликт, присущий всем древним эпосам разных народов – борьбу Светлых сил (Айыы) с Темными – абааhы. В этой борьбе представитель человечества часто выступает лишь в роли помощника Айыы. Чаще всего сюжет разворачивается так – из-за козней Темных сил в гармоничном мире, состоящем из Верхнего, Срединного и Нижнего миров, наступает дисбаланс. И надо утраченную гармонию восстановить.
Герой олонхо богатырь вступает в борьбу с представителями Нижнего мира ради того, чтобы вернуть украденную красавицу. На это его делегируют силы Айыы, снабжают богатырским конем, доспехами и прочим. Конь довольно часто выступает как один из главных героев олонхо, а не просто как тягловая сила. Каждое сказание обычно называется по имени главного героя-богатыря: "Нюргун Боотур Стремительный", "Кулун Кулустуур" и т.д.
КОГДА ПРИДУМАЛИ ОЛОНХО?
Хотя достоверного ответа на этот вопрос пока нет и вряд ли будет, Ученый совет ИГИ АН РС (Я) в 1998 году решил связать зарождение олонхо как самостоятельного эпоса якутов с периодом окончательного распада восточно-тюркского каганата (745 г.), то есть на сегодняшний день олонхо – 1256 лет. Однако большинство исследователей олонхо склонны считать, что олонхо придумано гораздо раньше. Ученые говорят, что в сюжете олонхо встречаются даже отголоски каменного века! Это видно из архаичного быта, описания очень «простых» нравов, взаимоотношений, встречающихся в некоторых олонхо. В тексте сказаний исследователи нашли доказательства, свидетельствующие о южном происхождении наших предков. В олонхо есть упоминание о львах, змеях, верблюдах. Есть слово «хаан», которым обозначают обычно отрицательного персонажа (Хара-хаан), но не титул, как в азиатских странах, а имеет некий догосударственный смысл, что тоже подтверждает догадку о древности олонхо.
КТО БЫЛИ ОЛОНХОСУТЫ?
В начале 20 века в каждом наслеге насчитывались десятки олонхосутов. В одном только Таттинском улусе, родине олонхосутов, было около 200 сказителей. В 1940 году Институт языка, литературы и истории собрал в 15 улусах анкеты 85 олонхосутов. На сегодняшний день настоящих олонхосутов единицы, и их правильнее можно назвать знатоками олонхо, которые знают технику исполнения, знают по нескольку классических олонхо. Признанными олонхосутами современности называются двух сказителей – Дарью Томскую-Чайку, представительницу северной манеры исполнения, и таттинского олонхосута Петра Егоровича Решетникова.
Настоящие олонхосуты были людьми несколько иного склада, чем простые люди. Они тратили массу времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого все олонхосуты были беднейшими людьми – им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно продуктами: мясом, маслом, зерном. И во время исполнения, которое длилось по несколько дней, в перерывах певцу давали для «смягчения горла» свежие сливки и кумыс.
Великие олонхосуты, «суперзвезды» своего времени, такие, как Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат, Тонг Суорун, могли вдохновенно говорить-петь олонхо без перерыва в течение 12-13 часов! И после короткого перерыва песня длилась дальше…
РОДИНА ОЛОНХО?
Говорят, один из главных чиновников республики на днях обмолвился в том духе, что мол, Сунтарский улус – родина олонхо. Что является сильно спорным моментом. Как известно, подавляющее большинство из известных олонхо были созданы в бывшем Ботурусском улусе. Очень много известных олонхосутов вышли из Таттинского, Чурапчинского, Горного, Хангаласского и прочих улусов. И вообще, как написано выше, олонхо было создано вне Якутии в древнейшие времена, так что говорить о каком-то улусе, как о родине олонхо, мягко говоря, неправильно. Олонхо – достояние всего народа, всей республики, и это бесспорно.
ЧТО ИМЕЕМ НЫНЕ
Несмотря на то, что с древнейших времен до наших было сочинено огромное количество сказаний олонхо, зафиксированных на бумаге, задокументированных, очень мало. Начиная с середины 30-х годов прошлого века, архивом Якутского научного центра было собрано около 180 записей олонхо, из которых только 126 являются полными. Основная часть текстов олонхо была собрана в 30-40-е годы. Кроме архива ЯНЦ, олонхо хранятся и в других местах, но основным и самым полным является этот архив, где и проводятся самые тщательные исследования.
Рисунки:
Редактировал текст:
ученик 8-го класса
Эбяхской Общеобразовательной Средней Школы
Слепцов Иван.
ученик 8-го класса
Эбяхской Общеобразовательной Средней Школы
Слепцов Иван.