Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Четверг 02.05.2024 17:52











Приветствую Вас Гость
Добро пожаловать на школьный сайт!
Среднеколымский улус Эбяхская СОШ


Телефон доверия
Телефон доверия: 8-(4112)-42-10-28 +7 (495) 104-68-38 «Горячая линия»: ЕГЭ: 8-(4112)-42-10-46 ОГЭ: 8-(4112)-42-10-48 +7 (495) 984-89-19

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик материалов
Комментарии: 327
Форум: 26/2901
Фото: 125
Дневник: 12
Новости: 756
Файлы: 83
Статей: 1
Сайты:
Объявления: 0
FAQ:
Гостевая книга: 426
Тесты: 4

Главная » Файлы » Мои файлы

АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ. МОУ «Эбяхская средняя общеобразовательная школа»
[ Скачать с сервера (22.1 Kb) ] 18.05.2009, 11:52

Если указанная выше ссылка [ Скачать с сервера (22.1 kb) ] не открывается, скопируйте http://eocshool.ucoz.ru/sityasia.doc в буфер обмена, вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод.

                 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ И
           ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.
          
МОУ «Эбяхская средняя общеобразовательная школа»

1. Общая характеристика села:
1.1. Территориально-административная. 

Эбяхская средняя общеобразовательная школа находится в поселке Эбях, II Кангаласского наслега Среднеколымского улуса, РС(Я). Удаленность от улусного центра составляет 226 километров. Сложная транспортная схема – в зимнее время – автозимник, который целиком зависит от природных условий. В весеннее, летнее, осеннее время – авиатранспорт, рейсы которого зависят от числа пассажиров и погодных условий. Связь с центром по временам прерывается на месяцы. 
Школа осуществляет инновационную деятельность по теме «Актуальность введения 5-ти семестрового обучения как условие реализации дуального образования в малокомплектных школах Арктики». Основные задачи проекта:
- привитие традиционных трудовых навыков;
- воспитание культуры здоровья, пропаганда здорового образа жизни.
Исходя из данных задач, учебный процесс разделен на 5 каникул, время которых соответствует традиционным трудовым занятиям, климатическим условиям, проводимым оздоровительным мероприятиям 

1.2. Хозяйственно-экономическая:
Население занимается разведением крупного рогатого скота, коневодством, рыболовством, охотой. Сельское хозяйство находится в упадке. Сельскохозяйственное предприятие МУП «Кангаласский» занимается разведением крупного рогатого скота – в молочно-товарной ферме 7 работников обслуживают 90 голов – из них число дойных коров - 29, в коневодстве трудятся 3 работника. В хозяйстве – 209 лошадей, из них 107 кобыл.
Личные подсобные хозяйства объединены в 2 крестьянские кооперированные хозяйства и в 1 табунное хозяйство. 
Число семей, имеющих крупный рогатый скот – 34. Большинство семей выживает за счет продукции личного подсобного хозяйства, за счет рыболовства и добычи дикого оленя, но нет рынка сбыта продукции – сложная транспортная схема, низкая закупочная цена, завышенные требования Роспотребнадзора, бюрократическая волокита сводят все старания сельского жителя на нет. Разведением скота занимаются в основном семьи среднего и старшего поколения, молодые семьи не видят в скотоводстве выгоды, трудности в заготовке кормов в летнее время, проживание одной семьей с родителями, не приобщение детей к традиционным занятиям привели к отходу от традиционного вида хозяйствования.
 В предприятиях и организациях села занят 140 человек из 316 взрослого населения.
1.3 Предприятия наслега:
1. Администрация наслега – 7 работников;
2. МУП «Кангаласский» - 17
3. МДОУ «Ласточка» - 17
4. МОУ «Эбяхская средняя общеобразовательная школа» - 42
5. Участковая больница – 10;
6. Культурно-эстетический центр – 5 
7. Спортзал - 1
8. Сельская и школьная библиотеки - 2
9. Магазин «Колымторг» с хлебопекарней - 3
10. Маслоцех ООО «Колымпродукт» - 2 
11. ПУЖКХ – 5
12. ДЭС - 8
13. Ростелеком - 1
14. Филиал сбербанка - 1
15. Отделение связи - 1
16. Ветеринарный участок - 2
17. Частные магазины- 2.
18. Общественные организации – административный совет, женкомитет, род.комитет, совет отцов, совет ветеранов, микрорайоны-туолбэ, оздоровительный клуб «Эйгэ». 
 1.4 Демографическая:
• численность населения – 505 человек:
• возрастной состав:
- дошкольный возраст – 57; 
из них воспитанники ДОУ «Ласточка» - 30
- школьники – 87;
- молодежь до 35 лет – 131, из них студентов - 46;
- до 50 лет – 163;
- пенсионеры – 68.
За последние годы идет увеличение населения за счет рождаемости - в 2007 –12 детей, в 2008 – 10.
 1.5 Социальная и культурно-национальная:

• средний заработок семьи – 4тыс.500 рублей;
• количество безработных – 56, из них состоят в службе занятости – 13 человек;
• % малообеспеченных семей – 101 семья из 128 семей – 78,9%,
• % неблагополучных семей – 3 семьи – 2,3%;
• Семьи с детьми – инвалидами – 4. Количество детей-инвалидов – 5 – все учащиеся школы;
• Семьи-опекуны – 1;
• Многодетные семьи – 4 и более детей в семье – 8 
  1.6. Образование:
С высшим образованием – 21;
Неоконченное высшее – 6;
Средне - специальное – 46;
С неполным средним образованием – 9
Анализ социальной и образовательной среды показывает низкий образовательный уровень взрослого населения – только в образовательных учреждениях и в учреждении культуры специалисты с высшим образованием. Только за последние муниципальные выборы главой администрации наслега выбран кандидат с высшим педагогическим образованием. Большинство молодых родителей – с средним образованием, 3 матерей – с неполным средним образованием.
1.7. Заболеваемость и здравоохранение:
Основные группы заболеваемости: 
состоят на диспансерном учете среди детей от 0 до 14 лет – 29 детей: 
- болезни верхних дыхательных путей –13 ;
- нервной системы – 3;
- болезни глаз – 3;
- гастриты – 6
- бронхиты – 4.
За 2008 год было зафиксировано 458 обращений в участковую больницу.
Подростки: на диспансерном учете состоят 9 по болезням:
- нервной системы – 2;
- эндокринной системы – 1
- глаза – 2;
- уха – 1;
- бронхит, ангина – 3;
За 2008 год зарегистрировано 35 обращений.
Среди взрослых – 426 обращений в участковую больницу; 132 состоят на диспансерном учете. Основные группы заболеваний:
- кровеносно-сосудистые заболевания;
- болезни органов дыхания.
За январь-февраль 2009 зарегистрировано 22 случая ОРВИ.
- дети-инвалиды – 5 – 2 по глазным болезням, 2 – нервной системы, 1 – болезнь суставов. Есть дети, которые по причине малообеспеченности не смогли пройти обследования на республиканском уровне.
Острых кишечных инфекций не зарегистрировано, ежегодно проходят эпидемии острых респираторных заболеваний. 
1.8. учреждения культуры:
• Культурно-эстетический центр 
• Школьная и сельская библиотеки
• Спортзал 

1.9. Преступность – 
 за 2008 год зарегистрировано 2 случая мелкого хулиганства, 
1 случай кражи.
 Из числа учащихся на учете КДН и ПДН не состоят. На внутришкольном учете – 3 обучающихся – за распитие алкогольных напитков.

1.10. Национальный состав населения:
- якуты – 478;
- русские – 2;
- эвены – 16;
- эвенки – 4;
- буряты – 1;
- киргизы – 3;
- китайцы – 1
Беженцев и вынужденных переселенцев – нет;
В селе 1 языковая среда - 3 русскоязычных человека понимают якутский язык; общение с киргизами – на русском языке. 
1.11. Традиции села:

Село отличается трудолюбивыми людьми, крепкими хозяйствами, добротными частными домами. Традиции села можно разделить на:
1. Трудовые:
• использование метода народной стройки:
- строительство школы – 1972; 
  - строительство клуба – КЭЦ – 1999; 
  - начало строительства начальной школы – 2002 г;
• строительство частных домов: 
  из 113 жилых домов 
  - постройки 1980-1990 годов – 34
  - постройки 1990 – 2000 годов – 43
  - постройки 2000 – 2007 годов – 12 домов
  - из 54 семей учащихся школы 
  42 семьи проживают в новых домах.
• Организация летнего труда: сенокос; организация ЛТО, семейных трудовых лагерей, волонтерского отряда; 
  2. Промысловые:
• осенняя подледная рыбалка;
• охота на дикого оленя;
• весенняя, осенняя охота на перелетную дичь;
• силковая охота на куропаток, зайцев, пуночек;
• добыча ценной пушнины – песца, красной лисицы, соболя, ондатры, росомахи;
  3. Спортивно- оздоровительные:
• Функционирует спортзал;
• спортивные площадки в ДОУ «Ласточка», при школе, при КЭЦ;
• спортивно-оздоровительные мероприятия:
- весенний, осенний оздоровительный бег с началом и завершением учебного года с участием коллектива школы, родителей, населения;
- осенний и весенний кросс;
- организация конкурса «Урун Уолан, Долгунча; Эрчимэн Бэргэн, Кыыдаана» при школе;
- походы краеведческо-туристического отряда «Аргыс»;
- организация летних спортивных, оздоровительных (валеологических) лагерей;
- организация спортивных соревнований по различным видам спорта;
- лыжные десанты, гонки, биатлон;
- женская спартакиада во время весенней охоты на дичь;
- конкурс «Мама, папа и я – спортивная семья»;
- конкурс «А5ам уонна мин»;
- спартакиада воспитанников ДОУ, начальных классов школы;
- спортивное соревнование по микрорайонам «Халымалыы эстафета»;
- циклы бесед по пропаганде ЗОЖ – участковая больница, педагоги, клуб «Эйгэ»;
  4. Культурно-эстетические:
- школьный фестиваль художественной самодеятельности «Аьын, таптаа кэрэни»;
- концерты по микрорайонам;
- проведение наслежных праздничных мероприятий трудовыми коллективами.
- конкурсы: 
- «Мини мисс Эбяха» - в ДОУ;
- «Эбээхчээнэ - куо» - в школе;
- «Молодая мама» в КЭЦ;
- «Далбар хотун» - в КЭЦ;
- «Орогой угэнэ» - конкурс для юношей, мужчин;
- мероприятия общественных организаций – родкомитета, женкомитета, совета ветеранов, совета отцов, клуба «Эйгэ»;
- выставки прикладного искусства:
  - рукоделия – нац. шитье, изделия из меха, кожи, чешуи сома, изделия из конной гривы, изделия из камуса; вышивка, макраме, бисероплетение, 
  - столярных работ – художественная обработка дерева, изготовление домашней утвари , мебели. 
Хочется отметить отличительную черту населения – взаимопомощь в решении трудных жизненных проблем, организованность в проведении традиционных праздников, мероприятий. 
Школа уже 16 лет работает как школа здоровья. Проводятся определенные мероприятия по оздоровлению детей, ведется мониторинг заболеваемости по классам, учет пропусков по болезням и т.д. Но исследования носят только констатирующий характер физического состояния, нет мониторинга психо-физического состояния обучающихся, не созданы условия для познания своих психических, физиологических и психологических, нравственных, умственных способностей, понимания сущности здоровья. В школе нет медицинского работника, служба психолого-педагогического сопровождения только на стадии создания.
Дуальное образование в сельском сообществе осуществляется силами педагогов – новаторов, не в полную меру реализованы педагогические возможности социума. 

2. Анализ образовательных проблем:
2.1. Определение различных жизненных проблем:

• Экологические – массовая вырубка лесов для отопления, затяжные дожди последних лет приводят к нарушению ландшафта территорий – затопляются сенокосные угодья, увеличиваются болота, топи, загрязняются водоемы, редкие леса.
Ухудшается состояние здоровья населения, растет пьянство в молодежной среде, появляются семьи, где пьют оба родителя.
• Социальные – безработица, неплатежеспособность населения, отсутствие интересных занятий для молодежи и организации их досуга, неспособность решения жизненных проблем, низкий образовательный уровень создают трудности в конструктивной работе с социумом, особенно в молодежной среде.
• Коммуникативные – трудная транспортная схема, удаленность от центра, проживание в одной языковой среде, ограниченное подключение населения к ресурсам Интернет сети создают проблему замкнутого сообщества. 
• Управленческие – нехватка кадров с современным менеджерским образованием, специалистов с юридическим, экономическим образованием. 
• Семейные – увеличение неполных семей – матерей-одиночек - 23, отцов-одиночек – 2 против 80 полных семей, безработица, необразованность молодых родителей, снижение роли народной педагогики приводят к постепенному отходу от традиционных методов ведения хозяйства, от воспитания детей. Интересы семьи ограничиваются только вопросами выживания, у более состоятельных семей – благосостояния. 
• Духовные – неуважение к народным обычаям и традициям, не соблюдение этических норм поведения в обществе, отсутствие культуры здоровья, здорового образа жизни среди отдельной группы молодежи ведет к низкой мотивации к улучшению условий жизни, к потребительскому отношению к окружающему миру.

2.2. Идентификация собственно образовательных проблем, т.е. таких, которые могут быть решены средствами образования.
• Низкий уровень подготовки выпускников к итоговой аттестации;
• Решение проблемы воспитания конкурентноспособной личности;
• Привитие традиционных трудовых навыков;
• Малый процент творчески работающих педагогов, повышение квалификации педагогов, внедрение инновационных технологий в обучении;
• Выявление ранней одаренности, обеспечение участия одаренных детей в различных интернет – конкурсах, олимпиадах; 
• Повышение уровня сотрудничества между учителем и родителем;
  - повышение культурного уровня родителей;
  - неформальное отношение к работе с родителями.
2.3. Проблемы в образовательной области. 
• Низкая мотивация к получению качественного образования у обучающихся; 
• Низкий образовательный уровень молодых родителей;
• Малый процент творчески работающих педагогов;
• Нехватка высококвалифицированных педагогических кадров;
• Неполная реализация воспитательных возможностей социума в образовательном процессе;
• Невозможность получения платного образования, оплаты проезда у отдельных выпускников.
• Отсутствие медико-психологического сопровождения образовательного процесса;
• Отсутствие учета влияния физического состояния учащихся на усвоение учебного материала 

3. Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения: 

3.1. Запросы родителей:

• Качественная подготовка к ЕГЭ;
• Доброжелательное отношение к ребенку;
• Обеспечение безопасности детей;
• Воспитание физически, нравственно и духовно развитой личности.
• Помощь школы в решении воспитательных проблем;
• Обеспечение школы высококвалифицированными учителями по отдельным предметам
3. 2. Запросы общественных организаций, трудовых коллективов, администрации наслега женкомитета, начальников микрорайонов-туолбэ, руководителей предприятий, – 25 респондент
• Воспитание организаторских способностей у учащихся, людей, способных организовать частные предприятия. - 5
• Умение применять на практике знания, полученные в школе - 7
• Подготовка специалистов муниципальных образований, готовых вернуться в село-6
• Внедрять в школу экономические, юридические знания - 5
• Воспитание здорового поколения. Использование возможностей 5-ти каникулярного обучения для проведения оздоровительных мероприятий - 25
• Использование возможностей социума для привития трудовых навыков-15
• Воспитание патриотов –17 чел -  
• Подготовка кадров с высшим образованием – 20 чел. 
• Ориентация на сельскохозяйственные профессии – 15 чел. 
• Привитие сельскохозяйственных трудовых навыков – 15 
• Воспитание культуры поведения в общественных местах – 17
• Воспитание активной жизненной позиции – 18
• Получение полноценного общего образования, обеспечивающего равные возможности выпускников отдаленных сельских школ республики с выпускниками городских школ - 10 чел 
3.3. Молодежь ставит на первый план:
• Помощь в сдаче ЕГЭ
• Проведение всех молодежных мероприятий совместно с самоуправлением школы;
• Проведение лекций, бесед на воспитательные темы в молодежной среде.
3.4. Учащиеся школы:
• Качественная подготовка к ЕГЭ - выпускники;
• Побольше кружков по интересам;
• Интересные мероприятия и конкурсы;
• Массовые спортивные соревнования;
• Экскурсии и походы;
• Выезд с дружескими встречами в соседние села.
3.5. Запросы учителей:
• Повышение материального, морального стимулирования труда педагога
• Повышение познавательного интереса обучающихся;
• Воспитание добросовестного отношения, ответственности к делу;
• Создание условий для укрепления физического, нравственного, духовного развития обучающихся.
• Разработка программ развития по направлениям.
• Усиление внутришкольного контроля за качеством образования;
• Повышение уровня пед.всеобуча для родителей.
3.6. Актуальные:
- Качественная подготовка к ЕГЭ;
- сохранение здоровья участников образовательного процесса;
- обеспечение школы высококвалифицированными учителями по отдельным предметам;
- воспитание этических норм поведения в обществе; 
- воспитание активной жизненной позиции, воспитание патриотов своего села;
- привитие сельскохозяйственных трудовых навыков;
- разработка образовательных программ 
3.7. Потенциальные:
- Подготовка кадров с высшим образованием;
- ориентация на сельскохозяйственные профессии;
- получение полноценного общего образования, обеспечивающего равные возможности выпускников отдаленных сельских школ республики с выпускниками городских школ.


4. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования: 
  
4.1. Образовательные проблемы: жизненные проблемы, которые могут быть решены с помощью образования:

  - воспитание осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья
- качественная подготовка к выпускным экзаменам по отдельным предметам;
- успешное поступление в выбранные ВУЗ-ы, ССУЗ-ы;
- воспитание этических, этнических норм поведения в окружающем мире ,
- воспитание активной жизненной позиции, патриотов своего села;
- привитие сельскохозяйственных трудовых навыков;

4.2. Противоречия: 
- недостаточность материально-технической базы школы;
- снижение жизненного уровня значительной части населения;
- недостаточность необходимого педагогического потенциала;
- отсутствие условий и возможностей, благоприятствующих обучению и воспитанию школьников, которые имеются в крупных населенных пунктах;
- сложность установления связей с ВУЗ-ами и ССУЗ-ами республики.
4.3. Куда двигаться:
- выбор оптимальной образовательной программы;
- разработать комплексный план развития «Школа – социокультурный центр села»
- внедрение дуального образования с привлечением образовательного, воспитательного потенциала социума;
- интеграция педагогических специальностей в условиях малокомплектных школ;
- расширение социального партнерства в решении образовательных, воспитательных задач;
5. Формулирование ключевой проблемы образования:
- воспитание конкурентноспособной, морально и физически здоровой личности, устойчивой к разным жизненным ситуациям, способной адаптироваться и найти свой путь выживания и процветания в условиях глобальных финансово-экономических трудностей.

Анализ составили :
Слепцова Елена Петровна – зам.директора по УМР;
Слепцова Туйара Валериевна – учитель русского языка и литературы, руководитель МО гуманитарного цикла Эбяхской СОШ.

 



Категория: Мои файлы | Добавил: Nick_Nick
Просмотров: 2206 | Загрузок: 152 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории
Мои файлы [83]

Друзья школы
  • Сайт Гуляева А.И. учителя Эбяхской СОШ"
  • Сайт Гуляева Н.Н. учителя Эбяхской СОШ"
  • сайт г.Среднеколымска
  • Среднеколымская улусная гимназия- Сайт Алины
  • Управление образованием
  • МУУО Среднеколымского улуса 2010
  • Березовская СОШ
  • Сылгы-Ытарская СОШ
  • Алеко-Кюельская СОШ
  • Аргахтахская СОШ
  • Налимская СОШ
  • Ойусардахская СОШ
  • Сватайская СОШ
  • Улусная гимназия
  • Сайт Среднеколымского улуса
  • Сайт МДОУ "ЦРР "Сказка"" г. Среднеколымск
  • Сайт девушек 9 кл.ЭСОШ
  • Сайт Одноклассники.ru

  • Календарь

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наш адрес

    Поздравляем
    С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!


    Погода в Эбяхе

    Copyright MyCorp © 2024