Если указанная выше ссылка [ Скачать с сервера (22.1 kb) ] не открывается, скопируйте http://eocshool.ucoz.ru/sityasia.doc в буфер обмена, вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод. АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ. МОУ «Эбяхская средняя общеобразовательная школа»
1. Общая характеристика села: 1.1. Территориально-административная. Эбяхская средняя общеобразовательная школа находится в поселке Эбях, II Кангаласского наслега Среднеколымского улуса, РС(Я). Удаленность от улусного центра составляет 226 километров. Сложная транспортная схема – в зимнее время – автозимник, который целиком зависит от природных условий. В весеннее, летнее, осеннее время – авиатранспорт, рейсы которого зависят от числа пассажиров и погодных условий. Связь с центром по временам прерывается на месяцы. Школа осуществляет инновационную деятельность по теме «Актуальность введения 5-ти семестрового обучения как условие реализации дуального образования в малокомплектных школах Арктики». Основные задачи проекта: - привитие традиционных трудовых навыков; - воспитание культуры здоровья, пропаганда здорового образа жизни. Исходя из данных задач, учебный процесс разделен на 5 каникул, время которых соответствует традиционным трудовым занятиям, климатическим условиям, проводимым оздоровительным мероприятиям 1.2. Хозяйственно-экономическая: Население занимается разведением крупного рогатого скота, коневодством, рыболовством, охотой. Сельское хозяйство находится в упадке. Сельскохозяйственное предприятие МУП «Кангаласский» занимается разведением крупного рогатого скота – в молочно-товарной ферме 7 работников обслуживают 90 голов – из них число дойных коров - 29, в коневодстве трудятся 3 работника. В хозяйстве – 209 лошадей, из них 107 кобыл. Личные подсобные хозяйства объединены в 2 крестьянские кооперированные хозяйства и в 1 табунное хозяйство. Число семей, имеющих крупный рогатый скот – 34. Большинство семей выживает за счет продукции личного подсобного хозяйства, за счет рыболовства и добычи дикого оленя, но нет рынка сбыта продукции – сложная транспортная схема, низкая закупочная цена, завышенные требования Роспотребнадзора, бюрократическая волокита сводят все старания сельского жителя на нет. Разведением скота занимаются в основном семьи среднего и старшего поколения, молодые семьи не видят в скотоводстве выгоды, трудности в заготовке кормов в летнее время, проживание одной семьей с родителями, не приобщение детей к традиционным занятиям привели к отходу от традиционного вида хозяйствования. В предприятиях и организациях села занят 140 человек из 316 взрослого населения. 1.3 Предприятия наслега: 1. Администрация наслега – 7 работников; 2. МУП «Кангаласский» - 17 3. МДОУ «Ласточка» - 17 4. МОУ «Эбяхская средняя общеобразовательная школа» - 42 5. Участковая больница – 10; 6. Культурно-эстетический центр – 5 7. Спортзал - 1 8. Сельская и школьная библиотеки - 2 9. Магазин «Колымторг» с хлебопекарней - 3 10. Маслоцех ООО «Колымпродукт» - 2 11. ПУЖКХ – 5 12. ДЭС - 8 13. Ростелеком - 1 14. Филиал сбербанка - 1 15. Отделение связи - 1 16. Ветеринарный участок - 2 17. Частные магазины- 2. 18. Общественные организации – административный совет, женкомитет, род.комитет, совет отцов, совет ветеранов, микрорайоны-туолбэ, оздоровительный клуб «Эйгэ». 1.4 Демографическая: • численность населения – 505 человек: • возрастной состав: - дошкольный возраст – 57; из них воспитанники ДОУ «Ласточка» - 30 - школьники – 87; - молодежь до 35 лет – 131, из них студентов - 46; - до 50 лет – 163; - пенсионеры – 68. За последние годы идет увеличение населения за счет рождаемости - в 2007 –12 детей, в 2008 – 10. 1.5 Социальная и культурно-национальная: • средний заработок семьи – 4тыс.500 рублей; • количество безработных – 56, из них состоят в службе занятости – 13 человек; • % малообеспеченных семей – 101 семья из 128 семей – 78,9%, • % неблагополучных семей – 3 семьи – 2,3%; • Семьи с детьми – инвалидами – 4. Количество детей-инвалидов – 5 – все учащиеся школы; • Семьи-опекуны – 1; • Многодетные семьи – 4 и более детей в семье – 8 1.6. Образование: С высшим образованием – 21; Неоконченное высшее – 6; Средне - специальное – 46; С неполным средним образованием – 9 Анализ социальной и образовательной среды показывает низкий образовательный уровень взрослого населения – только в образовательных учреждениях и в учреждении культуры специалисты с высшим образованием. Только за последние муниципальные выборы главой администрации наслега выбран кандидат с высшим педагогическим образованием. Большинство молодых родителей – с средним образованием, 3 матерей – с неполным средним образованием. 1.7. Заболеваемость и здравоохранение: Основные группы заболеваемости: состоят на диспансерном учете среди детей от 0 до 14 лет – 29 детей: - болезни верхних дыхательных путей –13 ; - нервной системы – 3; - болезни глаз – 3; - гастриты – 6 - бронхиты – 4. За 2008 год было зафиксировано 458 обращений в участковую больницу. Подростки: на диспансерном учете состоят 9 по болезням: - нервной системы – 2; - эндокринной системы – 1 - глаза – 2; - уха – 1; - бронхит, ангина – 3; За 2008 год зарегистрировано 35 обращений. Среди взрослых – 426 обращений в участковую больницу; 132 состоят на диспансерном учете. Основные группы заболеваний: - кровеносно-сосудистые заболевания; - болезни органов дыхания. За январь-февраль 2009 зарегистрировано 22 случая ОРВИ. - дети-инвалиды – 5 – 2 по глазным болезням, 2 – нервной системы, 1 – болезнь суставов. Есть дети, которые по причине малообеспеченности не смогли пройти обследования на республиканском уровне. Острых кишечных инфекций не зарегистрировано, ежегодно проходят эпидемии острых респираторных заболеваний. 1.8. учреждения культуры: • Культурно-эстетический центр • Школьная и сельская библиотеки • Спортзал
1.9. Преступность – за 2008 год зарегистрировано 2 случая мелкого хулиганства, 1 случай кражи. Из числа учащихся на учете КДН и ПДН не состоят. На внутришкольном учете – 3 обучающихся – за распитие алкогольных напитков.
1.10. Национальный состав населения: - якуты – 478; - русские – 2; - эвены – 16; - эвенки – 4; - буряты – 1; - киргизы – 3; - китайцы – 1 Беженцев и вынужденных переселенцев – нет; В селе 1 языковая среда - 3 русскоязычных человека понимают якутский язык; общение с киргизами – на русском языке. 1.11. Традиции села: Село отличается трудолюбивыми людьми, крепкими хозяйствами, добротными частными домами. Традиции села можно разделить на: 1. Трудовые: • использование метода народной стройки: - строительство школы – 1972; - строительство клуба – КЭЦ – 1999; - начало строительства начальной школы – 2002 г; • строительство частных домов: из 113 жилых домов - постройки 1980-1990 годов – 34 - постройки 1990 – 2000 годов – 43 - постройки 2000 – 2007 годов – 12 домов - из 54 семей учащихся школы 42 семьи проживают в новых домах. • Организация летнего труда: сенокос; организация ЛТО, семейных трудовых лагерей, волонтерского отряда; 2. Промысловые: • осенняя подледная рыбалка; • охота на дикого оленя; • весенняя, осенняя охота на перелетную дичь; • силковая охота на куропаток, зайцев, пуночек; • добыча ценной пушнины – песца, красной лисицы, соболя, ондатры, росомахи; 3. Спортивно- оздоровительные: • Функционирует спортзал; • спортивные площадки в ДОУ «Ласточка», при школе, при КЭЦ; • спортивно-оздоровительные мероприятия: - весенний, осенний оздоровительный бег с началом и завершением учебного года с участием коллектива школы, родителей, населения; - осенний и весенний кросс; - организация конкурса «Урун Уолан, Долгунча; Эрчимэн Бэргэн, Кыыдаана» при школе; - походы краеведческо-туристического отряда «Аргыс»; - организация летних спортивных, оздоровительных (валеологических) лагерей; - организация спортивных соревнований по различным видам спорта; - лыжные десанты, гонки, биатлон; - женская спартакиада во время весенней охоты на дичь; - конкурс «Мама, папа и я – спортивная семья»; - конкурс «А5ам уонна мин»; - спартакиада воспитанников ДОУ, начальных классов школы; - спортивное соревнование по микрорайонам «Халымалыы эстафета»; - циклы бесед по пропаганде ЗОЖ – участковая больница, педагоги, клуб «Эйгэ»; 4. Культурно-эстетические: - школьный фестиваль художественной самодеятельности «Аьын, таптаа кэрэни»; - концерты по микрорайонам; - проведение наслежных праздничных мероприятий трудовыми коллективами. - конкурсы: - «Мини мисс Эбяха» - в ДОУ; - «Эбээхчээнэ - куо» - в школе; - «Молодая мама» в КЭЦ; - «Далбар хотун» - в КЭЦ; - «Орогой угэнэ» - конкурс для юношей, мужчин; - мероприятия общественных организаций – родкомитета, женкомитета, совета ветеранов, совета отцов, клуба «Эйгэ»; - выставки прикладного искусства: - рукоделия – нац. шитье, изделия из меха, кожи, чешуи сома, изделия из конной гривы, изделия из камуса; вышивка, макраме, бисероплетение, - столярных работ – художественная обработка дерева, изготовление домашней утвари , мебели. Хочется отметить отличительную черту населения – взаимопомощь в решении трудных жизненных проблем, организованность в проведении традиционных праздников, мероприятий. Школа уже 16 лет работает как школа здоровья. Проводятся определенные мероприятия по оздоровлению детей, ведется мониторинг заболеваемости по классам, учет пропусков по болезням и т.д. Но исследования носят только констатирующий характер физического состояния, нет мониторинга психо-физического состояния обучающихся, не созданы условия для познания своих психических, физиологических и психологических, нравственных, умственных способностей, понимания сущности здоровья. В школе нет медицинского работника, служба психолого-педагогического сопровождения только на стадии создания. Дуальное образование в сельском сообществе осуществляется силами педагогов – новаторов, не в полную меру реализованы педагогические возможности социума.
2. Анализ образовательных проблем: 2.1. Определение различных жизненных проблем: • Экологические – массовая вырубка лесов для отопления, затяжные дожди последних лет приводят к нарушению ландшафта территорий – затопляются сенокосные угодья, увеличиваются болота, топи, загрязняются водоемы, редкие леса. Ухудшается состояние здоровья населения, растет пьянство в молодежной среде, появляются семьи, где пьют оба родителя. • Социальные – безработица, неплатежеспособность населения, отсутствие интересных занятий для молодежи и организации их досуга, неспособность решения жизненных проблем, низкий образовательный уровень создают трудности в конструктивной работе с социумом, особенно в молодежной среде. • Коммуникативные – трудная транспортная схема, удаленность от центра, проживание в одной языковой среде, ограниченное подключение населения к ресурсам Интернет сети создают проблему замкнутого сообщества. • Управленческие – нехватка кадров с современным менеджерским образованием, специалистов с юридическим, экономическим образованием. • Семейные – увеличение неполных семей – матерей-одиночек - 23, отцов-одиночек – 2 против 80 полных семей, безработица, необразованность молодых родителей, снижение роли народной педагогики приводят к постепенному отходу от традиционных методов ведения хозяйства, от воспитания детей. Интересы семьи ограничиваются только вопросами выживания, у более состоятельных семей – благосостояния. • Духовные – неуважение к народным обычаям и традициям, не соблюдение этических норм поведения в обществе, отсутствие культуры здоровья, здорового образа жизни среди отдельной группы молодежи ведет к низкой мотивации к улучшению условий жизни, к потребительскому отношению к окружающему миру.
2.2. Идентификация собственно образовательных проблем, т.е. таких, которые могут быть решены средствами образования. • Низкий уровень подготовки выпускников к итоговой аттестации; • Решение проблемы воспитания конкурентноспособной личности; • Привитие традиционных трудовых навыков; • Малый процент творчески работающих педагогов, повышение квалификации педагогов, внедрение инновационных технологий в обучении; • Выявление ранней одаренности, обеспечение участия одаренных детей в различных интернет – конкурсах, олимпиадах; • Повышение уровня сотрудничества между учителем и родителем; - повышение культурного уровня родителей; - неформальное отношение к работе с родителями. 2.3. Проблемы в образовательной области. • Низкая мотивация к получению качественного образования у обучающихся; • Низкий образовательный уровень молодых родителей; • Малый процент творчески работающих педагогов; • Нехватка высококвалифицированных педагогических кадров; • Неполная реализация воспитательных возможностей социума в образовательном процессе; • Невозможность получения платного образования, оплаты проезда у отдельных выпускников. • Отсутствие медико-психологического сопровождения образовательного процесса; • Отсутствие учета влияния физического состояния учащихся на усвоение учебного материала
3. Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения:
3.1. Запросы родителей: • Качественная подготовка к ЕГЭ; • Доброжелательное отношение к ребенку; • Обеспечение безопасности детей; • Воспитание физически, нравственно и духовно развитой личности. • Помощь школы в решении воспитательных проблем; • Обеспечение школы высококвалифицированными учителями по отдельным предметам 3. 2. Запросы общественных организаций, трудовых коллективов, администрации наслега женкомитета, начальников микрорайонов-туолбэ, руководителей предприятий, – 25 респондент • Воспитание организаторских способностей у учащихся, людей, способных организовать частные предприятия. - 5 • Умение применять на практике знания, полученные в школе - 7 • Подготовка специалистов муниципальных образований, готовых вернуться в село-6 • Внедрять в школу экономические, юридические знания - 5 • Воспитание здорового поколения. Использование возможностей 5-ти каникулярного обучения для проведения оздоровительных мероприятий - 25 • Использование возможностей социума для привития трудовых навыков-15 • Воспитание патриотов –17 чел - • Подготовка кадров с высшим образованием – 20 чел. • Ориентация на сельскохозяйственные профессии – 15 чел. • Привитие сельскохозяйственных трудовых навыков – 15 • Воспитание культуры поведения в общественных местах – 17 • Воспитание активной жизненной позиции – 18 • Получение полноценного общего образования, обеспечивающего равные возможности выпускников отдаленных сельских школ республики с выпускниками городских школ - 10 чел 3.3. Молодежь ставит на первый план: • Помощь в сдаче ЕГЭ • Проведение всех молодежных мероприятий совместно с самоуправлением школы; • Проведение лекций, бесед на воспитательные темы в молодежной среде. 3.4. Учащиеся школы: • Качественная подготовка к ЕГЭ - выпускники; • Побольше кружков по интересам; • Интересные мероприятия и конкурсы; • Массовые спортивные соревнования; • Экскурсии и походы; • Выезд с дружескими встречами в соседние села. 3.5. Запросы учителей: • Повышение материального, морального стимулирования труда педагога • Повышение познавательного интереса обучающихся; • Воспитание добросовестного отношения, ответственности к делу; • Создание условий для укрепления физического, нравственного, духовного развития обучающихся. • Разработка программ развития по направлениям. • Усиление внутришкольного контроля за качеством образования; • Повышение уровня пед.всеобуча для родителей. 3.6. Актуальные: - Качественная подготовка к ЕГЭ; - сохранение здоровья участников образовательного процесса; - обеспечение школы высококвалифицированными учителями по отдельным предметам; - воспитание этических норм поведения в обществе; - воспитание активной жизненной позиции, воспитание патриотов своего села; - привитие сельскохозяйственных трудовых навыков; - разработка образовательных программ 3.7. Потенциальные: - Подготовка кадров с высшим образованием; - ориентация на сельскохозяйственные профессии; - получение полноценного общего образования, обеспечивающего равные возможности выпускников отдаленных сельских школ республики с выпускниками городских школ. 4. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования: 4.1. Образовательные проблемы: жизненные проблемы, которые могут быть решены с помощью образования:
- воспитание осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья - качественная подготовка к выпускным экзаменам по отдельным предметам; - успешное поступление в выбранные ВУЗ-ы, ССУЗ-ы; - воспитание этических, этнических норм поведения в окружающем мире , - воспитание активной жизненной позиции, патриотов своего села; - привитие сельскохозяйственных трудовых навыков;
4.2. Противоречия: - недостаточность материально-технической базы школы; - снижение жизненного уровня значительной части населения; - недостаточность необходимого педагогического потенциала; - отсутствие условий и возможностей, благоприятствующих обучению и воспитанию школьников, которые имеются в крупных населенных пунктах; - сложность установления связей с ВУЗ-ами и ССУЗ-ами республики. 4.3. Куда двигаться: - выбор оптимальной образовательной программы; - разработать комплексный план развития «Школа – социокультурный центр села» - внедрение дуального образования с привлечением образовательного, воспитательного потенциала социума; - интеграция педагогических специальностей в условиях малокомплектных школ; - расширение социального партнерства в решении образовательных, воспитательных задач; 5. Формулирование ключевой проблемы образования: - воспитание конкурентноспособной, морально и физически здоровой личности, устойчивой к разным жизненным ситуациям, способной адаптироваться и найти свой путь выживания и процветания в условиях глобальных финансово-экономических трудностей.
Анализ составили : Слепцова Елена Петровна – зам.директора по УМР; Слепцова Туйара Валериевна – учитель русского языка и литературы, руководитель МО гуманитарного цикла Эбяхской СОШ.
|